…22 года д.н.э. и с первым караваном пленных был уведён в Вавилонию. В 592 году д.н.э. Иезекииль получил от Бога несколько видений, с тех пор началось его пророческое служение. Он убеждал пленных иудеев избавиться от пороков и с раскаянием обратиться к Богу, предсказывал разорение других стран - Тира, Сидона, Идумеи и Египта - за то, что народ их радовался разрушению Иерусалима, иудеям же обещал возвращение из плена через семьдесят лет и возобновление Иерусалима и храма.

Цель его служения состояла в том, что бы напоминать рожденным в плену поколениям евреев грехи их отцов, которые довели народ до такого унизительного положения, поддерживать веру пленников предсказаниями о будущем воссоединении народа, о возмездии, которое ждет угнетателей, и о народной славе в Царстве Давида. Книга Иезекииля содержит семь пророчеств, а из-за её объёма (48 глав) и значимости он относится к так называемым «великим пророкам».

Расположение: пригород города Эль-Кифль (http://goo.gl/maps/Rc5nU)
Состояние: входит в стандартную программу для иностранных туристов. Зайти внутрь разрешают, но запрещают фотографировать. Мавзолей находится на реставрации.


Усыпальница Иезекииля

21. Великая мечеть в Куфе.
Это один из четырёх городов, священных для иракских шиитов. Куфа сыграла исключительно важную роль в истории ислама. Великая мечеть построена в 7 в. и считает одной из самых ранних мечетей в исламе. Во время молитвы у её михраба был предательски убит Имам Али.

Расположение: пригород Наджаф, город Куфа (http://goo.gl/maps/jDXka)
Состояние: мечеть открыта для паломников, однако иностранных туристов, приехавших группой от турфирмы, в мечеть не пускают.


Великая мечеть в Куфе

22. Наджаф

22.1 Мавзолей-мечеть имама Али
После убийства Али в мечети, его тело похоронили близ Куфы. Место захоронения держалось в секрете, но в годы правления аббасидского халифа Гаруна аль-Рашида его могила была выявлена в нескольких милях от Куфы, и вскоре было построено святилище, вокруг которого вырос город Эн-Наджаф.
Сейчас этот город является центр шиитской политической жизни в Ираке и крупнейший на юге страны священный город мусульман-шиитов, место их паломничества к гробнице халифа и первого имама шиитов Али, двоюродного брата и зятя пророка Мухаммада.

Расположение: 60 км на юг от города Хилла (160 км на юг от Багдада) (http://goo.gl/maps/2zbWM)
Состояние: мечеть открыта для паломников, однако иностранных туристов, приехавших группой от турфирмы, в мечеть не пускают.


Мавзолей-мечеть имама Али

22.2 Кладбище Вади Ас-Салам
Недалеко от мавзолея имама Али расположена так называемая Долина мира (Вади Ас-Салам) — гигантское шиитское кладбище, куда свозят для захоронения покойных не только со всего Ирака, но и из других стран, где распространен шиизм. Для шиитов считается почётным быть похороненным рядом с Имамом Али, в ожидании Судного дня, поэтому кладбище постоянно разрастается и уже сейчас является одним из самых больших кладбищ в мире.

Расположение: пригород Куфа и Наджаф (http://goo.gl/maps/EgPgb)
Состояние: входит в стандартную программу для иностранных туристов


Кладбище Вади Ас-Салам (фото взято у пользователя HomoPhoticus)

23. Ниппур (совр. Нуффар).
Один из древнейших городов шумеров, вероятно, был культовым центром еще в догосударственный период. Значение этого города определялось тем, что здесь находился Экур — святилище верховного шумерского бога Энлиля (бог воздуха, и, возможно, плодородия), он почитался как верховный бог ещё в течение тысячелетий всеми шумерами и восточными семитами (аккадцами).
До сер. 2 тыс. до н.э. Ниппур оставался крупнейшим культурным центром Нижней Месопотамии, наряду с Уром и Уруком был одним из самых значительных шумерских городов-государств, несмотря на то, что никогда не представлял собой политического центра ни в историческое, ни, судя по шумерским мифам и легендам, в доисторическое время.

Известно, что уже в Протописьменный период (рубеж 4-3 тыс. д.н.э.) письменная система, несмотря на свою громоздкость, была совершенно одинаковой на юге Нижней Месопотамии и на севере. Это говорит в пользу того, что она была создана в одном центре, достаточно авторитетном для того, чтобы изобретение было заимствовано разными общинами Нижней Месопотамии, несмотря на то, что между ними не было ни экономического, ни политического единства. Этим центром, как считают ученые, был город Ниппур.

Справка. Раскопки Ниппура впервые были начаты американской археологической экспедицией университета Пенсильвании в 1889 г. и продолжались с перерывами до 1900 г. После Второй мировой войны археологи раскопали на территории Ниппура три храма — раннединастический, чья принадлежность не была точно определена, храм Энлиля с зиккуратом и храм Инанны. В храмовой школе, т. н. эдубе («дом табличек»), была найдена ниппурская библиотека, которую также называют «канон Ниппура»: более 30 000 табличек с административными, юридическими, медицинскими, литературными и историческими текстами, многие из которых до сих пор не опубликованы. К ниппурскому канону также относятся 9 сказаний о подвигах полулегендарных царей Энмеркара, Лугальбанды и Гильгамеша.


Ниппур во время раскопок

Все познания шумеров относительно движения Солнца и Земли объединились в созданном ими первом в мире календаре. Известны календари из многих шумерских городов, но при этом единственный календарь, месяцы и обряды которого отражены в комментариях, происходит из г. Ниппура. Первое упоминание этого календаря восходит к к. XXIV в., однако все комментарии датируются либо средневавилонским (XVI—XI вв.), либо новоассирийским (VIII—VII вв.) временем. Этот солнечно-лунный календарь состоял из 12 месяцев, многие названия которых относились к сельскохозяйственным работам, например, месяц "направление волов (на плужную вспашку)", "отпускания плуга (с пашни)", "месяц жатвы" или месяц жертвоприношений богам.
Ниппурский календарь вступил в силу в 3760 году д.н.э. и первоначально употреблялся только на территории г. Ниппура. Он был самым точным и сложным из всех последующих, и поэтому с начала второго тысячелетия до нашей эры он становится общегосударственным календарём Южной Месопотамии.

При раскопках Ниппура, был найден самый ранний текст, рассказывающий о потопе, и впервые он был опубликован Арно Пёбелем в 1914 году. Фрагменты датированы XVII веком д.н.э. К сожалению, две трети текста на единственной известной табличке разрушено, и содержание поэмы можно реконструировать лишь по аналогии с аккадскими поэмами, хотя шумерская версия могла и отличаться от них.
В поэме фигурирует благочестивый царь Зиусудра, который пережил потоп, длящийся семь дней и семь ночей, после чего вышел из своего корабля и принёс в жертву быков и овец. В некоторых шумерских текстах Зиусудра выступает как царь города Шуруппака, поэтому есть основания полагать, что реальное историческое лицо стало прототипом мифологического героя.


Табличка с шумерской версией потопа, найденная в Ниппуре. Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета, 17 в. д.н.э.
http://www.penn.muse...ns/object/97591

Хотелось бы подробнее рассказать про Ниппурский царский список. Этот документ содержит перечень царских династий Двуречья и датируется не позднее конца III тысячелетия. Особенно тщательно изучил этот документ Торкильд Якобсен, расшифровавший в нём большинство неясных мест.
Царский список вызвал множество самых разнообразных домыслов и толкований. Считается, что работа писцов, составителей известного нам «Списка», носила в значительной степени механический характер: в тексте встречаются обороты, вышедшие из употребления несколько поколений назад, некоторые знаки содержат ошибки — то ли оригинал был испорчен, то ли писец не сумел разобрать смысла. Так иногда та или иная из перечисляемых династий вдруг оказывалась более древней, чем другие, которые на самом деле были древнее её. К тому же представители первых династий до и после потопа не только жили неправдоподобно долго, но и правили по нескольку десятков тысяч лет (например, 36 000 лет) и уж никак не меньше столетий. Если сложить годы правления всех царей, перечисленных в «Списке», получится ошеломляющая цифра.
Это полностью подтверждает мнение учёных о том, что компиляторы механически перечисляли одну за другой одновременно царствовавшие династии. В каждом из династических списков, которыми они пользовались, древнейшим царям, как реальным, так и вымышленным, легендарным, приписывался сверхъестественный возраст. Тогда как время правления более поздних царей, чьё существование, с точки зрения переписчика, было «исторически доказано», указывалось нормальное, соответствующее действительности. Исследователи полагают, что весь этот период, представленный перечисленными выше династиями, занял не более 500–700 лет.

В 1889 г. была найдена клинописная табличка, содержащая 15 медицинских рецептов. Её текст был записан на шумерском языке в конце III тысячелетия д.н.э. Таким образом, это древнейший из дошедших до нас текстов медицинский текст и одновременно древнейшая «фармакопея» в истории человечества. Анализ текста таблички показал, что врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства прежде всего растительного происхождения: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, иву, растение леканору («манна») и т. д. В состав лекарств включались нефть, природная асфальтовая смола, поваренная соль (т. е. средства минерального происхождения), а также продукты животного мира: молоко, внутренние органы водяных змей, панцирь черепахи, шерсть и т. п.


Табличка с рецептами. Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета
http://www.penn.muse...s/object/218008


Руины дворца в Ниппуре. Современная фотография

Расположение: современный Нуффар, 100 км на восток от Наджаф (http://goo.gl/maps/uY36x)
Состояние: входит в расширенную 16-дневную программу посещения Ирака

24. Гирсу (совр. Телло)
Древний шумерский город, состоял в союзе с двумя близко расположенными городами, связанными водным путём: Нина-Сирарой (соврем. Зургхул) и Лагашем (совр. Эль-Хибба), который доминировал в союзе. Гирсу был первым археологическим объектом, в котором были найдены следы шумерской цивилизации.
Богом-покровителем города был Нинги́рсу (шумер. «Хозяин Гирсу»), чей храм был с пышностью перестроен Гудеа, правителем города Лагаш. Точное расположение храма не определено, но его причудливая конструкция с использованием кедра, золота и драгоценных камней была детально описана Гудеа в сохранившейся праздничной надписи.

В 1872 г. французским вице-консулом в Басре был назначен страстный поклонник древности, археолог–любитель Эрнест де Сарзек. В качестве объекта для поисков он выбрал холмы Телло, так как немало слышал от своего приятеля купца Асфара о статуях и кирпичах с надписями, которые местные жители находили в этих холмах.
В 1877 году в пустынном урочище Телло, под целым комплексом оплывших глинистых холмов, Сарзек обнаружил разрушенный Лагаш, а в нём - огромный, хорошо систематизированный архив богини Бабы, или Бау, состоявший более чем из 20 тыс. клинописных табличек и пролежавший в земле почти четыре тысячелетия. Это была одна из крупнейших библиотек древности. Из текстов глиняных табличек ученые узнали имена десятков царей и других выдающихся людей того времени, живших в 3 тысячелетии до н.э., и получили важные сведения для выяснения социально-экономических отношений в Шумере.
Находки Сарзека сбросили покров тайны, окутывавший шумерскую цивилизацию. Еще недавно по поводу шумеров в научном мире велись ожесточенные споры, многие ученые отвергали сам факт существования этого народа. А тут был найден не только шумерский город, но и огромное количество клинописных текстов на шумерском языке, существование которого до этого тоже не признавали. Открытие Телло навсегда связано именем Сарзека. Его преемником стал Гастон Крос, который продолжил раскопки в 1903 году.

Сарзек в течение последующих двадцати лет руководил десятью экспедициями, во время которых в городе Лагаш была обнаружена целая галерея скульптур правителей города, в том числе ныне знаменитая группа скульптурных портретов правителя Гудеа. Надписи и портретные скульптуры Гудеа являются образцами высокого художественного мастерства шумеров.
Статуя Гудеа, представленная на фотографии, была найдена в Тело в два этапа. Сначала Сарзек нашел голову в 1877 г., его преемник Крос нашел тело в 1903 году. Экспонат находится в Лувре.


Статуя Гудеа, ок. 2120 г. д.н.э. Лувр
http://www.louvre.fr...god-ningishzida

Поразительным образцом скульптурного искусства является каменный барельеф, изображающий Ур-Нанше, правителя Лагаша, набожно несущего корзину на голове, полную глины для изготовления кирпичей для постройки нового храма.


Рельеф с изображением Ур-Нанше, 2550-2500 гг. д.н.э. Лувр
http://www.louvre.fr...-king-ur-nanshe

Одним из шедевров шумерского искуcства середины III тысячелетия до н.э. можно считать серебряную вазу Энтемены, которая сейчас хранится в Лувре. На вазе изображены львы, нападающие на горных козлов или оленей, чуть выше фигуры орлов с распахнутыми крыльями. Гравировка сделана с большим художественным мастерством, и это является доказательством высокой степени совершенства, которого достигло шумерское ювелирное искусство.


Ваза Энтемены, 2400 г. д.н.э. Лувр
http://cartelen.louv...11380&langue=fr

Среди руин Лагаша были обнаружены фрагменты каменной плиты, известной в науке под названием «Стелы коршунов». Это условное название победной стелы из известняка с рельефными изображениями в несколько ярусов и надписью, датируется ок. 2470 г. д.н.э. Стела изображает военный триумф внука Ур-Нанше Эанатума и получила своё название от той своей части, которая показывает головы и конечности вражеских солдат, уносимые голодными коршунами.

Справка. Стела находится в разрушенном состоянии и известны лишь семь ее фрагментов. Первые три были найдены в ходе раскопок в начале 1880-х под руководством французского археолога Эрнеста де Сарзека в урочище Телло (бывший шумерский город Гирсу), другие три - открыты во время раскопок 1888—1889 годов. Седьмой фрагмент, считающийся частью Стелы коршунов, был куплен Британским музеем в антикварном магазине в 1898 году. Британский музей два раза отвергал предложение Лувра передать седьмой фрагмент и лишь в 1932 году удовлетворил эту просьбу. Теперь все семь частей хранятся в Лувре.


Победная стела Эанатума, известная как Стела коршунов, ок. 2450 г. д.н.э. Лувр
http://www.louvre.fr.../stele-vultures


Войско Эанатума, фрагмент стелы коршунов


Сцена с коршунами, фрагмент стелы коршунов


Телло. Довоенная фотография

Расположение: 25 км на север от Эш-Шатра, 65 км на север от Насирия (http://goo.gl/maps/S32gJ)
Состояние: входит в расширенную 16-дневную программу посещения Ирака, однако мне не удалось найти фотографии туристов, посетивших это место.

25. Лагаш (совр. Тель Эль-Хибба)
Древний город-государство шумеров, возник, по-видимому, на рубеже 5 - 4 тысячелетий д.н.э., включал ряд поселений: собственно Лагаш (совр. Эль-Хиба), Гирсу (совр. Телло) и Нина (совр. Шургуль или Сургул). Правители Лагаша носили титул энси ("жрец-владыка") и получали от совета или народного собрания звание лугаля (царя, букв. "большой человек") только временно, вместе с особыми полномочиями, на время важного военного похода или проведения каких-либо других важнейших мероприятий.

Первым известным в истории царём Лагаша считается Ур-Нанше, он также был родоначальником 1-ой династии Лагаша. Ур-Нанше заложил основы будущего могущества Лагаша, так как способствовал укреплению земледелия, постройке оборонительных стен вокруг древнего города, и возведению новых храмов. В период I династии правителей Лагаша по богатству Лагаш уступал разве только южношумерскому государству Уру-Уруку.
Путь к гегемонии в Нижней Месопотамии преграждал им соседний город Умма, но в середине 25 в. д.н.э. армия города Лагаш разгромила своего извечного противника. За время шестилетнего правления Уруинимгины, энси Лагаша (2318–2312 гг. до н.э.) были осуществлены важные социальные реформы, которые считаются древнейшими на сегодняшний день правовыми актами в области социально-экономических отношений. Уруинимгина первым провозгласил ставший впоследствии популярным в Месопотамии лозунг: "Пусть сильный не обижает вдов и сирот!", отменил поборы со жрецов, увеличил натуральное довольствие подневольных храмовых работников, гарантировал права граждан, уменьшил плату за совершение религиозных обрядов, отменил некоторые налоги с ремесленников, снизил размер повинности на оросительных сооружениях. Наконец, им была ликвидирована полиандрия (многомужество) – пережиток матриархата. Все эти реформы Уруинимгина выдал за договор с главным богом Лагаша Нингирсу, а себя объявил исполнителем его воли.
Однако расцвет города Лагаш длился недолго. Правитель поверженного города Уммы Лугальзагеси, заключив союз с Уруком, напал на Лагаш и разгромил его. Столицей нового государства стал Урук, а Лагаш стал медленно угасать, хотя его название еще изредка встречалось в документах.

В 1887 г. Роберт Кольдевей начал раскопки двух холмов неподалёку от Телло. На выбор места работ повлияло то обстоятельство, что именно в районе Телло де Сарзеком были сделаны необычайно интересные находки. Под холмами Эль–Хибба (теперь считается древним Лагашем) и Сургул, которые возвышались над пустыней более чем на 10 м, Кольдевей надеялся найти не менее ценные памятники старины.
На холме Эль–Хибба были раскопаны стены храма, в котором, по–видимому, воздавали почести повелительнице подземного царства Эрешкигаль, а на холме Сургул обнаружили необычные захоронения. В них покоились полуобуглившиеся останки, в большинстве случаев завёрнутые в циновки; часть пепла и сожжённых костей находилась в урнах. Рядом лежали топоры и пучки стрел, золотые украшения и изделия из глины. В сосудах хранились финики, зерно, маслины, вино. Загадка Сургула до сих пор ждёт разрешения.


Территорию на вертолете посетили археологи в рамках англо-иракского проекта в 2008 году:
http://www.britishmu...with images.pdf

Расположение: 20 км на восток от Эш-Шатра, 65 км на северо-восток от Насирия (http://goo.gl/maps/yVtFr)
Состояние: входит в расширенную 16-дневную программу посещения Ирака, однако мне не удалось найти фотографии туристов, посетивших это место.

26. Уру́к (совр. Варка)
Первый и самый большой город-государство Шумеров, а также один из древнейших городов мира, существовал приблизительно с 3700 до 3100 года до н.э. В нач. 3 тыс. д.н.э. Урук являлся крупнейшим из земледельческих поселений Двуречья, центром культа почитаемых шумерами богини Инанны и бога неба Ану. Позже город стал центром небольшого государства, его территорию ограждала стена из кирпичей длиной 9 км, воздвигнутая, по преданию, легендарным царем Гильгамешем.

Территория исследована, начиная с 1912 г. рядом немецких экспедиций, работы которых отличались большой научной строгостью. Ранние слои поселения дали имя археологической культуре Варки (вторая половина 4 тыс. д.н.э.), сменившей предшествующую ей Эль-Обейдскую культуру. На территории священного участка обнаружены фундаменты нескольких храмов, из которых особое значение имеет так называемый Белый храм (ок. 3000 д.н.э.). Он расположен на высокой, достигающей 13 м сырцовой платформе и является прообразом будущих зиккуратов. Рядом располагался архитектурный комплекс, получивший название «Красное здание», который, возможно, был местом заседания совета старейшин. Он представлял собой окруженный стенами обширный двор площадью ок. 600 м2, на котором находилась площадка-возвышение из сырцового кирпича. Стены и массивные колонны здания были украшены многоцветной мозаикой из обожженных глиняных конусов, которые вдавливались в сырую штукатурку и образовывали геометрический орнамент.

Многие документы и памятники, найденные в Уруке, говорят о том, что в истории человечества этот город можно считать одним из самых передовых. Здесь зафиксировано:
- Первое известное использование гончарного круга.
- Первый известный успех в выращивании пшеницы в тех объемах, которые вызвали демографический взрыв.
- Первый документальный пример экологической катастрофы из-за резкого роста населения.
- Первое деление времени в единицах 60.
Такое деление было основано на шестидесятеричной системе: сутки делили на два равных последовательных интервала (условно день и ночь), каждый из интервалов делили на 12 часов, каждый час делили на 60 минут, а каждую минуту — на 60 секунд.
Шумеры использовали шестидесятеричную систему исчисления, так как число 60 имеет множество делителей без остатка. Такая система позволяла вычислять дроби и перемножать числа до миллионов, извлекать корни и возводить в степень. Отголоски шумерской системы исчисления сохранились и в делении суток на 24 часа, года на 12 месяцев, фута на 12 дюймов и в существовании дюжины как меры количества.
- Первый пример письма также найден в Уруке.
К нач. 3 тыс. д.н.э. относятся самые ранние памятники письменности — покрытые идеограммами глиняные таблички, отражающие хозяйственную деятельность жителей Урука: списки товаров, подсчет поголовья скота, расходные записи. Интересны находки первых учебных текстов, служивших для запоминания знаков и их сочетаний, перечней профессий и названий должностных лиц. Также для периода Варки характерно распространение резных цилиндрических печатей с изображениями животных, культовыми сценами и геральдическими композициями.

Справка. Цилиндрическая печать — выточенный из камня небольшой цилиндр с продольным осевым отверстием, который использовался в Древнем мире в качестве удостоверения личности автора документа или свидетеля его подписания. Боковая поверхность цилиндра содержала уникальную резьбу по камню, как правило, содержащую религиозный сюжет. Большинство цилиндрических печатей изготавливались таким образом, чтобы после прокатывания по мягкому материалу (например, по мокрой глине) получалось выпуклое изображение.


Одна из ранних цилиндрических печатей, ок. 3200-3100 д.н.э. Британский музей
http://www.britishmu...lcite_seal.aspx

Долгое время считалось, что в Уруке впервые в истории было найдено упоминание о колесе. Конечно, это было не колесо в нашем теперешнем понимании, оно имело вид деревянного катка, который подкладывали под груз, чтобы его можно было легче перемещать. Со временем колесо приобрело вид деревянного диска, закрепленного на оси с помощью клина. Колесо стало использоваться для транспортировки, о чем свидетельствуют изображения салазок на колесиках (3000 г. д.н.э.), найденные в городе Урук, а к 2700 году д.н.э. там же появляются рисунки повозок.

Справка. Современные ученые считают, что самые ранние колеса (глиняные модели колес) встречаются на территории современной Румынии (Кукутени). Эти находки датируются последней четвертью 5-го тысячелетия д.н.э. Затем в 4 тыс. они появляются и на территориях современной Германии, Польши и в южнорусских степях. К более ранним, чем «месопотамские» относятся модели колес, обнаруженные археологами А. Д. Резепкиным на Северном Кавказе и А. В. Кондрашовым на Кубани. Все больше материальных доказательств свидетельствуют в пользу того, что «самое первое» колесо появилось на Западе, а не на Востоке. Ведь колесо впервые встречается в Месопотамии только в конце 4-го тысячелетия до н.э.

В Уруке было сделано несколько удивительных археологических находок. Одно из них, это Ваза Варка - массивная ваза из алебастра (или, возможно, известняка) с рельефной резьбой. Рисунок демонстрирует шествие с подношениями Инанне. Ваза была найдена в храме шумерского божества Инанны. По всей видимости, еще в древности она была разрушена, а затем восстановлена по частям.
Ваза исчезла в 2003 году во время разграбления Иракского музея, но впоследствии была возвращена.


Ваза Варка. Иракский Музей в Багдаде

Другой находкой является "Дама из Урука" (Маска из Варка). Это лицо женщины в натуральную величину, выполненное из алебастра, датируется приблизительно 3300-3000 д.н.э. Как полагают ученые, оно является самой старой из дошедших до наших дней масок, а также самым ранним изображением лица женщины.
Пленительно–прекрасное лицо поражает каким–то необыкновенным спокойствием и задумчивой сосредоточенностью. Под резко очерченными глубокой бороздой бровями две огромные сливовидные глазные впадины, некогда заполненные перламутром, остатки которого сохранились в одной из них. В молчании сомкнуты тонкие губы, но маска — а это, скорее всего, была маска, которая либо украшала статую богини, либо во время культовых обрядов закрывала лицо жрицы, исполнявшей роль богини.
Маска исчезла в 2003 году во время разграбления Иракского музея, но впоследствии была возвращена.

Вот что пишет Белицкий Мариан в своей книге «Шумеры. Забытый мир»: «Дама из Урука» явилась причиной горячих споров между ассириологами и египтологами. Первые утверждают, что она красивее своей соперницы Нефертити, хотя и старше её на полторы тысячи лет; египтологи же отстаивают право прекрасной египтянки называться самой красивой женщиной древности. Как разрешить этот смешной спор, если учесть, что претендентки разделены двумя тысячами километров, почти двумя тысячами лет и каждая из них прекрасна по–своему? Но вот наконец я своими глазами увидел в Иракском музее в Багдаде одиноко стоящую на постаменте подлинную «Даму из Урука» и остолбенел. Я забыл о сотнях интереснейших экспонатов — и тех, что уже видел, и тех, которые ещё предстояло осмотреть. Существовало только это много раз виденное на всевозможных фотографиях, хорошо знакомое по описаниям таинственное лицо, созданное пять тысяч лет назад. Глядя на него, я понял, отчего на протяжении стольких веков так волнует «Джоконда» Леонардо да Винчи. Лицо «Дамы из Урука» — да простит мне читатель этот взрыв личных чувств — с его едва уловимой и всё же каким–то образом переданной художником улыбкой, с его как бы отсутствующим, но вместе с тем таким проникновенным взглядом, несмотря на то что глазные впадины пусты, будет сопровождать меня до конца моей жизни".


Дама из Урука. Иракский Музей в Багдаде


Зиккурат Инанны в Уруке (http://ilturquoise-e.../04/day-11.html)


Фундамент зиккурата Ану, верховного бога неба.

Расположение: недалеко от крупного города Эс-Самава или 90 км на запад от Насирии (http://goo.gl/maps/KGRIr)
Состояние: входит в расширенную 16-дневную программу посещения Ирака

27. Ларса (совр. Телль-Сенкере)
Древний шумерский город, входил в состав одного из крупнейших шумерских территориальных объединений, и был центром почитания солнечного бога Уту. Расположенный в стратегически важном месте, город Ларса приобрел самостоятельное политическое значение в нач. 2 тыс. д.н.э. после падения III династии Ура, и включился в борьбу за гегемонию в регионе.
Возвышение Ларсы начинается около 1932 г. д.н.э., когда на престоле утвердился царь Гунгунум. Около 1924 г. д.н.э. он принял титул «царя Шумера и Аккада», власть его распространилась также на города Лагаш и Ур. В 1830-х гг. д.н.э. начинается упадок Ларсы, связанный с усилением Вавилонского царства и активизацией войн с соседними городами-государствами. В 1792 - 1794 гг. д.н.э. Рим-Син I завоевал Иссинское царство. В годы его правления Ларса вновь вступает в пору подъема и превращается в крупнейшее государство Нижней Месопотамии.
На севере этого региона в тот период осталось только независимое царство Вавилона, чья площадь была почти в пять раз меньше Ларсы. Рим-Син заключил с Вавилоном союз ок. 1800 г. д.н.э. и поддерживал тесные отношения с Хаммурапи, взошедшим на вавилонский престол после падения Иссина. Однако через 6 лет Хаммурапи решился выступить против Ларсы. После серии проведенных им успешных военных походов Ларса была покорена к 1762-63 гг. д.н.э. и больше как независимое государство не возрождалась.

Археологическое изучение было начато в 1854 английским дипломатом У. Лофтусом. Затем раскопки велись французской экспедицией А. Парро, который обнаружил зиккурат, храм богу солнца Шамаш и дворец Нур-Адада, царя Ларсы (годы правления 1865 - 1850 д.н.э.), множество захоронений и артефактов нововавилонского периода, а также большой документальный материал, включающий административные документы, деловые контракты и частную переписку.

В Эшмоловском музей искусства и археологии в Оксфорде хранится интересный экспонат, так называемая призма Вельда-Бланделла. Артефакт был найден экспедицией Вельд-Бланделла в 1922 г. в Ларсе, представляет собой призму из обожженной глины, на четырех сторонах которой на шумерском языке написан Царский список, надпись датируется около 2170 г. д.н.э.
Царский список сохранился примерно на 15 клинописных табличках, найденных в разных городах, но список на призме Вельда-Бланделла (Weld-Blundell Prism) считается наиболее полным, так как описание начинается с царей до потопа.

Продолжение »
Конструктор сайтов - uCoz