…e="Ссылка" rel="nofollow external" href="http://fotki.yandex.ru/users/sanyok-belarus/view/670386/">
Призма Вельда-Бланделла, ок. 2170 г. д.н.э. Эшмоловский музей искусства и археологии
http://www.ashmolean...001/q001006.php

Расположение: недалеко от Урук, около 60 км на запад от Насирии (http://goo.gl/maps/G1Khd)
Состояние: входит в расширенную 16-дневную программу посещения Ирака, однако мне не удалось найти фотографии туристов, посетивших это место.


Территорию на веротолете посетили археологи в рамках англо-иракского проекта в 2008 году:
http://www.britishmu...with images.pdf

28. Насирия.
Я не нашел каких-либо достопримечательностей в Насирии, и туристические фирмы привозят туда иностранцев исключительно для того, чтобы поселить их в отеле или показать свой офис с дорогой резной мебелью и угостить чаем, в случае если Вашим туроператором является компания Аль-Рафидайн.
Поэтому, вкратце хотелось бы упомянуть лишь о двух бронзовых памятниках в городе Насирии. Один из них посвящен арабскому поэту Хабиби, который родился в этом городе, другой – иракскому революционеру, который выстрелил в английского солдата, этот момент считают началом иракской войны за независимость.

Расположение: 250 км на юг от Наджаф (http://goo.gl/maps/T6xPU)
Состояние: в этот город привозят туристов для того, чтобы поселить в отель.

28.1 Ур (совр. Телль-эль-Мукайяр).
Один из древнейших шумерских городов-государств древнего южного Междуречья, истоки его основания уходят в 5 тыс. д.н.э. После некоторого упадка Ур опять расцвёл во время правления 3-й династии Ура в 21 веке д.н.э., тогда его стали называть столицей «царства Шумера и Аккада». Ур всегда был портовым городом, но приблизительно к началу 4 века до н.э. река Евфрат отошла от города почти на 15 км, и тогда город окончательно опустел.

Расположение: 20 км на юг от города Насирия, около Телль-эль-Мукайяр (http://goo.gl/maps/vs7ri)
Состояние: входит в стандартную программу для иностранных туристов.

Ур-Намму, основатель 3-й династии Ура, построил огромный Зиккурат и издал судебник, который считается древнейшим из обнаруженных в настоящее время сборников законов. Первоначально он, вне всякого сомнения, был выбит на каменной стеле, подобно той, на котором тремя столетиями позже были начертаны законы Хаммурапи. На сегодняшний день найдена не оригинальная стела и даже не современная её копия, а очень плохо сохранившиеся глиняные таблички, изготовленные несколько веков спустя (в старовавилонский период). Удалось дешифровать почти 40 из, видимо, 57 законов, которые включал текст, и нужно отметить, что уже к 2000 году д.н.э. принципы «око за око» и «зуб за зуб» в ряде законов Ур-Намму уступили место денежному штрафу.

Обратимся к вопросу о всемирном потопе. Обнаруженный Леонардом Вулли трёхметровый слой чистого песка без каких–либо следов человеческой деятельности, внезапно прерывающий культурные слои Ура, является бесспорным доказательством того, что около середины IV тысячелетия здесь имел место мощный катаклизм, охвативший обширную территорию — по тем представлениям, огромную, чуть ли не весь мир. В городах, расположенных дальше к северу, толщина слоя чистых речных отложений не так велика, как в Уре: около полутора метров в Уруке, около полуметра в Кише. На основании этих данных Вулли составил карту территории, захваченной потопом.
Более поздние исследования показали, что многие города Месопотамии сохранили следы наводнений, происходивших в разное время: обнаруженные слои чистой земли относятся к различным периодам. Это открытие нанесло удар сторонникам идеи общемесопотамского всемирного потопа. Однако проблема великого наводнения, увековеченного месопотамской традицией, продолжает существовать. Несомненно одно: в заимствованной и распространённой Ветхим Заветом шумерской легенде о потопе заключено зерно исторической правды. И в легенде о Зиусудре, шумерском Ное, содержатся какие-то отголоски подлинных событий.


Образец чистой земли из Ура, ок. 5000–4000 д.н.э. Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета
http://www.penn.muse...um/i-love-dirt/

Статуя Энтемены, правителя шумерского государства Лагаш, является другой наиболее важной археологической находкой из Ура. Статуя сделана из редкого черного камня диорита и датируется 2430 г. д.н.э., высота около 76 см. Царь одет в тунику из овчины, а руки скрещены в молитве. Принадлежность к Энтемене была выявлена по надписи, сделанной вдоль плеча и на спине статуи. Во время раскопок статуя была найдена без головы, ученые считают, что голова была отрублена, это могло символизировать освобождение Ура от власти Лагаша.
Данная статуя один из самых значительных артефактов, утраченный в 2003 году во время разграбления музея Ирака, где она экспонировалась. В списке ФБР она входила в топ-10 самых разыскиваемых украденных произведений искусства. Статуя была найдена в Сирии и в ходе секретной операции по возвращению вывезена в США, где была торжественно вручена премьер-министру Нỳри аль-Мàлики в посольстве Ирака в Вашингтоне. Здесь можно прочитать о том, как проходило расследование: http://www.ice.gov/n...1008newyork.htm В настоящее время статуя находится в Иракском музее, но не экспонируется.


Торжественное вручение статуи в посольстве Ирака в Вашингтоне


Статуя Энтемены, ок. 2430 г. д.н.э.

28.2 Зиккурат в Уре (Зиккурат Ур-Наму)
Считается наиболее сохранившимся храмовым комплексом Древнего Междуречья. Возведён в 21 веке д.н.э. (около 2047 д.н.э.) в городе Ур местными царями Ур-Намму, который не дожил до завершения строительства, и его сыном Шульги, при котором постройка была закончена. Зиккурат предназначался в качестве святилища Экишнугаль, то есть храма бога Нанны, лунного божества.
Это было 20-метровое кирпичное здание, которое располагалось на платформах различной ширины, с основанием 210 метров и тремя этажами. Фундамент закладывался из сырцового кирпича, внешние стены выложены каменными плитами. Вся поверхность здания была облицована кирпичами, которые предварительно прошли обработку битумом. Предполагалось, что здание будет служить не только храмом, но и общественным учреждением, архивом и царским дворцом, с его вершины как на ладони можно было созерцать весь город.

Сегодня основание Зиккурата Ур-Намму - шестьдесят на сорок пять метров, высота - почти 18 метров. Прежде он состоял, по меньшей мере, из трех ярусов или этажей, но уцелели лишь первый и часть второго. Впоследствии не раз перестраивался, и был значительно расширен нововавилонским царём Набонидом. Несколько десятков лет назад Саддам Хуссейн распорядился вернуть памятнику «первоначальный облик» - воссоздать фасады здания и монументальную лестницу. Такая реконструкция получила крайне неоднозначную оценку учёных.



28.3 Самая древняя сохранившаяся Арка.
Возможно, арка и стены являются частью дворца шумерских царей, на некоторых кирпичах можно различить клинопись.

Расположение: рядом с зиккуратом
Состояние: входит в стандартную программу для иностранных туристов.




Кирпич с клинописью

28.4 Королевское кладбище.
В 1920-1930 гг. руины Ура были детально исследованы англо-американской экспедицией во главе с Леонардом Вулли. По фотографии ниже можно судить о высоте культурного слоя, над которым работали археологи в течение 12 лет, фактически сняв при этом 13 000 кубических метров земли. Благодаря их стараниям от тысячелетних заносов был освобождён величественный зиккурат в Уре, а в начале 1927 года экспедиция Вулли приступила к раскопкам городского кладбища.
Здесь было обнаружено около двух тысяч могил. Вскоре выяснилось, что в действительности здесь одно под другим лежат два кладбища разных периодов. Верхнее относилось ко временам правления Саргона, то есть возраст его составлял приблизительно 4200 лет, но под ним оказались могилы второго кладбища. Именно здесь археологов ждали совершенно неожиданные находки. Вдоль траншеи, которую они копали, стали встречаться круглые колодцы, спускавшиеся вертикально на глубину погребения, а затем переходившие в горизонтальный лаз. Эти захоронения назвали Королевское кладбище (ок. 2600 д.н.э).

Справка. Археологические исследования древней столицы шумеров начались в 1922 году и велись на протяжении двенадцати сезонов (1922–1934). Однако за двенадцать лет, несмотря на высокий темп раскопок и огромное количество рабочих — временами оно достигало четырехсот, археологи так и не успели исследовать развалины всего Ура. Зато они успели сделать ряд открытий, которые превзошли все ожидания и по своей значимости не уступают открытию знаменитой гробницы Тутанхамона в Египте.


Раскопки Королевского кладбища. Внизу стоят Вулли и Катерина.


Королевское кладбище в Уре.


Один из входов в гробницу

Расположение: слева от зиккурата, на отдельно охраняемой территории.
Состояние: входит в стандартную программу для иностранных туристов.

На территории Королевского Кладбища археологами были найдены знаменитый золотой кинжал Ура. Его лезвие было выковано из чистого золота, рукоятка сделана из лазурита с золотыми заклепками, а великолепные золотые ножны украшал тонкий рисунок.
Оригинал находился в Иракском музее до ограбления в 2003 году. Текущее местонахождение неизвестно. В Британском музее в Лондоне представлена копия.


Золотой кинжал Ура

Помимо этого нашли также необычный шлем. Он был выкован из чистого золота и имел вид пышной прически. Чеканный рельеф на шлеме изображал завитки волос, а отдельные волоски были изображены тонкими линиями. До сих пор в Месопотамии не находили ничего, хотя бы отдаленно похожего на эти предметы, так как предметы датируются первой династью Ура (3200 – 3100 д.н.э.)
Оригинал находился в Иракском музее до ограбления в 2003 году. Текущее местонахождение неизвестно. В Британском музее в Лондоне представлена копия.


Золотой шлем Ура

Наиболее известные из захоронений - это могила Пуаби (Queen Pu’abi), королевы Ура. На ней был одет изящный головной убор, богато украшенный золотыми листьями и цветами. Золотые украшения были распределены между Национальным Музеем Ирака, Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета и Британским Музеем.


Головной убор королевы Пуаби. Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета
http://www.penn.muse...s/object/304075

В другой гробнице, которую Вулли назвал «Великой ямой смерти» (Great Death Pit), были найдены останки 74 человек, которые были умерщвлены вместе с царской особой. По одежде и предметам можно сделать вывод, что это были солдаты, музыканты, слуги и придворные. Некоторые из них имели при себе сосуды, из которых, как предполагали археологи, они принимали яд, чтобы уйти вместе со своим хозяином в мир иной, другие были убиты ударом тупым предметом. Здесь был обнаружен артефакт, который стал сенсацией и прогремел на весь мир: Штандарт войны и мира с древнейшими изображениями боевых колесниц.
Штандарт войны и мира — пара инкрустированных декоративных панелей, на каждой из пластин которой на лазуритовом фоне в три ряда выложены перламутровыми пластинками сцены из жизни шумерoв. На панели с изображением войны показана приграничная стычка с участием шумерского войска. Под колёсами тяжёлых колесниц гибнут противники, израненных и униженных пленников приводят к царю. На другой панели изображена сцена пиршества, пирующих увеселяют игрой на арфе.
Вулли предполагал, что панели выносили на поле боя в качестве своеобразного стяга, отсюда и пошло название. Хотя некоторые учёные полагают, что это были стенки укладки для арфы. Штандарт из Ура был вывезен в Англию и сейчас считается жемчужиной Британского музея. Артефакт датируется 2600-2400 гг. д.н.э.


Штандарт из Ура. Ок. 2600-2400 гг. д.н.э. Британский Музей.
http://www.britishmu...dard_of_ur.aspx

Другой сенсацией стали обнаруженные в могиле Пуаби и гробницах рядом несколько лир, они оказались самыми ранними струнными музыкальными инструментами, который когда-либо находили археологи.

Справка. Арфы из Ура - древнейшие струнные инструменты, известные исторической науке. Фрагменты трёх лир и одной арфы были обнаружены при раскопках в Уре экспедицией Л. Вулли в 1929 году. Их возраст не менее 4500 лет. Артефакты были отреставрированы и распределены по музеям:
- Национальный музей Ирака. Наиболее примечательная арфа с головой быка, называемая «Золотая Лира Ура» или «Лира Быка», происходящая из «царской гробницы» была передана Вулли в Национальный музей Ирака. Арфа была сильно повреждена во время последней Иракской войны.
- Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета. Две лиры с позолоченной головой быка и лазуритовой бородкой. Фотографии здесь: (http://www.penn.muse...aq/?page_id=58#)
- Британский музей. Арфа из гробницы царицы Пуаби. Фотографии здесь: (http://www.britishmu...ueens_lyre.aspx)



Довоенная фотография. Золотая Лира Ура из Национального Музея Ирака


Довоенная фотография. Золотая Лира Ура из Национального Музея Ирака

На территории была также найдена Королевская игра из Ура. Она датируется первой династией Ура, то есть до 2600 г. д.н.э., таким образом, она является одной из древнейших найденных настольных игр, но не самой древней, так как игра Сенет, найденная в Египте в гробнице Аменхотепа III, опережает её по крайней мере на 900 лет.
Точные правила Королевской Игры не известны, но с помощью найденной клинописной табличке из Вавилона, датируемой 177-176 до н.э., удалось их восстановить. Игра представляет собой настольную ходилку. Цель игрока заключается в том, чтобы провести свою фишку по заготовленному маршруту, при этом расстояние, на которое игрок может ее продвинуть определяется броском игральной кости.
В Королевскую игру играют и сегодня, так как современные игровые компании производят и продают точные копии игры с правилами, полученными из этой клинописной таблички. Такой, например, является игра «Ур: Королевская игра шумеров», выпускаемая при поддержке Британского Музея компанией «Селчоу и Райтер», известной по игре Скрэббл.


Королевская игра из Ура, ок. 2600-2400 гг. д.н.э.

28.5 Дом Авраама.
Ур упоминается в Библии как “Ур халдеев”, и назван родиной Авраама (Быт.12:4-5). Здесь на основе найденного археологами фундамента был восстановлен дом Авраама и комнаты: кухня, жилые помещения.



29. Древнее поселение в районе Телль-эль-Убейд (Tell al-Ubaid)        
По материалам раскопок экспедиции Л. Вулли, работавшей в 1923—1924 годах у поселения Телль-эль-Убейд (Обейд), недалеко от древнего города Ура была открыта Эль-Обейдская культура. Так назвали культуру медно-каменного века, сложившуюся на территории Южной Месопотамии в 5-м тысячелетии д.н.э. и распространившуюся к середине 4-го тысячелетия д.н.э. на Северную Месопотамию, территорию Сиро-Киликии, Малую Азию (в районе Малатии) и к югу от озера Урмия.

Носители Эль-Обейдской культуры были оседлыми земледельцами, имели домашний скот, жили в домах из сырцового кирпича, образующих поселения, которые группировались вокруг центрального культового святилища — храма. Для данной культуры характерны монохромная расписная, большей частью с геометрическим рисунком, керамика, вылепленная от руки, иногда в форме животных; незначительное количество медной посуды, печати-штампы, серпы с кремневыми вкладышами, культовые статуэтки и так далее.
Большинство найденных артефактов являются фрагментами отделки или предметами интерьера храма Нинхурсаг (богиня земли, супруга бога Энки) и находятся в Британском музее (http://www.britishmu...=Tell al-'Ubaid).

Расположение: 4 км от зиккурата в Уре (http://goo.gl/maps/64uVK)
Состояние: входит в расширенную 16-дневную программу посещения Ирака однако мне не удалось найти фотографии туристов, посетивших это место.


Медная фигура быка из храма Нинхурсаг. Длина: 60.960 см, высота 60.960 см. Ок. 2600 г. д.н.э. http://www.britishmu..._of_a_bull.aspx


Территорию на вертолете посетили археологи в рамках англо-иракского проекта в 2008 году:
http://www.britishmu...with images.pdf

30. Эриду (совр. Абу Шахрейн)
Возможно, один из древнейших городов Шумера. Заселен в середине VI тыс. д.н.э., в дальнейшем — центр эль-обейдской культуры, затем один из главных центров шумерской культуры (IV тысячелетие д.н.э.). В шумерском списке царей Эриду назван городом первых царей.
Древнейшее деревенское поселение, появившееся около 5000 года д.н.э., выросло в значительный город, который первоначально находился на берегу лагуны Персидского залива. В дальнейшем он все больше оттеснялся от моря наносными отложениями. Примерно к 2050 году д.н.э. город пришел в упадок и потерял своё политическое значение, однако в глазах шумеров город  всегда почитался как центр культа Энки (у аккадцев — Эа), бога мудрости и владыки вод.

Основной из важнейших идей, проходившей через века, была идея оси мира, протянутой с Неба и соединяющей небесную твердь с земной. Точка, в которую упирается эта ось — «столб с неба до земли» становилась местом поклонения Богу, местом воздвижения его жилища — храма. В шумерской традиции именно Эриду принято считать центром мира, здесь находился дом бога Энки, царством которого были воды, окружающие мир и расположенные под ним. Поэтому храм Энки в Эриду называется Абзу (аб — вода, зу — далеко). Бог Энки наделил город Эриду скрижалями МЕ, содержащими имена всех сущностей мира, знание которых давало власть над ними.
Согласно шумерской традиции, этот город — первое, что было создано после отделения света от тьмы и возникновения земли из первородного хаоса, от его создания шумеры отсчитывали начало своей истории и культуры. Не случайно, иудаизм, христианство и ислам тоже считают Эриду священным городом — первобытным эдемским садом, местом рождения человечества, куда «царская власть спустилась с небес».

Развалины храмовых сооружений в Эриду были впервые обследованы в 1855 г. Тэйлором. В результате раскопок 1918—20 гг. и 1946—49 гг. Иракским департаментом античности с участием Р. Кемпбелла Томпсона (после Первой мировой войны), Фуада Сафара и Сетона Ллойда были открыты: священная ступенчатая башня — зиккурат, сырцовые дома и общественные здания, а также руины фундаментов храмов, многократно возводившихся на месте ранних святилищ на платформах в форме прямоугольных помещений, их рассматривают в качестве прототипов зиккуратов, в том числе храм (размером с комнату) первых поселенцев и храм Эа (Энки) с остатками жертвоприношений.
О высоком развитии культуры свидетельствует керамика прекрасного качества, до этого не встречавшаяся в южном Ираке, и хороший уровень строительного мастерства, на что указывают открытые здесь архитектурные фрагменты. В постройках широко использовался добротно отформованный кирпич, жители разрастающихся поселений обладали важными знаниями строительной техники. Стиль и приемы этих построек легли в основу всего последующего архитектурного развития на территории Месопотамии.

Расположение: недалеко от зиккурата в Уре, около 40 км на юго-запад Насирии (http://goo.gl/maps/Di8fq)
Состояние: входит в расширенную 16-дневную программу посещения Ирака


Современные фотографии Эриду (http://ilturquoise-e.../04/day-11.html)


Современные фотографии Эриду

31. Мудхиф (дом) болотных арабов.
На пути из Насирии в Басру вид засушливой пустыни сменяется на болотные пейзажи. Здесь живут «маданы» или болотные арабы. Живут так, как жили их предки много веков назад: пекут хлеб в глиняных печах, собирают тростник, ловят рыбу и продают их на рынке, разводят крупный рогатый скот, так называемых водных буйволов.

Жизнь маданов прекрасно описана в книге путешественника Карло Маури «Когда риск - это жизнь!», в 21 главе (http://www.skitalets...sk_mauri/#sec18 с отличными фотографиями внизу текста), автор описывает деревню Аль-Сухайн. Книга была опубликована на русском в 1986 году, но начав ее читать, я не мог остановиться. Маури пишет о том, как став калекой после несчастного случая в горах, снова обрел в себе уверенность и продолжил путешествовать, а также приводит примеры из своей жизни, которые могут стать для Вас сильной мотивацией на пути достижения Ваших желаний, особенно меня вдохновили вступление и послесловие. Очень рекомендую!
Также можете посмотреть статью руководителя этнографической экспедиции, который изучал жизнь болотных арабов в течение 20 лет http://www.penn.muse...s/40-2/Life.pdf


Деревня Аль-Сухайн. Довоенная фотография из книги Карло Маури


Деревня Аль-Сухайн. Довоенная фотография из книги Карло Маури

При Саддаме Хусейне жизнь и уклад болотных арабов оказались под угрозой. Заявив о том, что иранские солдаты (тогда шла война с Ираном) используют болота в качестве прикрытия, президент Ирака приказал осушить местность. Массовое осушение болот началось после шиитского восстания начала 90-х годов, когда в болотах укрылись противники прежнего иракского режима. Позже большая часть болотных территорий была разработана под земледелие, а около 250.000 “болотных арабов” были переселены со своих древних территорий и разбросаны по всему Ираку. С тех пор площади болот уменьшились на 90%. К 2000 году сохранилась только небольшая часть болот Аль-Хавиза вдоль ирано-иракской границы, но даже и она быстро сокращается под воздействием гидротехнических проектов, осуществляемых в верхнем течении. О текущем состоянии болот можно судить по фотографиям со спутника в этой статье: http://www.unep.org/...russian/137.htm

Сегодня туристов возят в одну из деревень (предположительно Чибайдж возле Басры), что показать местный мудхиф и шейха, который является по совместительству его управдомом.

Справка Мудхиф — традиционный дом, построенный из стеблей камыша и грязи, которые строят маданы (болотные арабы) на юге Ирака. Мудхифы обычно представляют собой большие коммунальные дома, в них очень часто поселяют гостей, проводят свадьбы, похороны и другие мероприятия. Плата за пользование мудхифа идёт местному шейху. Эти дома строят на искусственных островках, сооруженных из грязи и стеблей камыша, собранных на болотах


Жизнь болотных арабов. Современная фотография


Мудхиф. Современная фотография


Мудхиф. Современная фотография

Расположение: на границе с Ираном (http://goo.gl/maps/VEYH3)
Состояние: входит в стандартную программу для иностранных туристов

32. Усыпальница пророка Ездры.
Е́здра - иудейcкий первосвященник, возвратившийся из вавилонского плена, воссоздал еврейскую государственность на основе закона Торы. Его усилия способствовали приданию еврейской религии формы, которая была призвана определять её в течение предстоящих столетий, и поэтому в глазах народа он имел столь большое значение, что более поздняя традиция расценивала его не больше и не меньше, как второго Моисея.
Ездра предпринял различные меры для восстановления иудейского общества. В год своего прибытия в Иерусалим он представил Закон народу: «И открыл Ездра книгу пред глазами всего народа, потому что он стоял выше всего народа. И когда он открыл ее, весь народ встал» (Книга Неемии, гл 8). Его деятельность достигла кульминации, когда иудеи в торжественном завете перед Богом поклялись более не вступать в смешанные браки, воздерживаться от работы в субботний день, отдавать ежегодный взнос на поддержку Храма, регулярно представлять десятины и пожертвования и исполнять требования Закона. Браки с язычниками запрещались, потому что грозили сообществу смешением с языческим окружением, потерей самобытности и утратой Завета с Богом.
После проведения этих мероприятий в иудейском обществе о Ездре ничего не известно. Историк I века Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» писал, что Ездра умер и был погребен в Иерусалиме. Сотни лет спустя в 1050 году в Ираке была обнаружена гробница, которая в народе считается местом захоронения библейского персонажа Ездры.

Теперешнее здание было построено приблизительно 250 лет назад и является одновременно еврейской и мусульманской святыней, так как почитается в исламе Ездра и упоминается в Коране под именем Узайр. Гробница имеет купол, покрытый голубой черепицей, и отдельную синагогу, которая в настоящее время не используется.
Подавляющее большинство иракских евреев эмигрировали в 1951-1952 гг, но храм продолжал действовать, так как его давно посещали болотные арабы. Сейчас гробница является местом паломничества для шиитов южного Ирака. В комнате с усыпальницей до сих пор присутствуют древнееврейские надписи и крупными буквами написано имя Бога. На этом сайте можно посмотреть фотографии усыпальницы внутри: http://latimesblogs....ad-amid-wa.html

Расположение: недалеко от поселений болотных арабов. (http://goo.gl/maps/5qakK)
Состояние: входит в расширенную 16-дневную программу посещения Ирака.




Гробница находится за деревянным защитным саркофагом, который приоткрыли специально для журналистов "L.A. Times"

33. Город Эль-Курна.

33.1 Дeрево познания Добра и Зла (Дерево Адама и Евы)
Некоторые ученые считают, что в городе Эль-Курна растет Дeрево познания Добра и Зла, упомянутое в священных книгах. В то же время другие ученые уверены, что Дeрево познания вообще не могло сохраниться до наших дней. Неизвестно, кто из них прав, но теперь у дерева поставили табличку с надписью "Дерево Адама", чтобы отныне в умах иностранных туристов не возникали сомнения.

Хотелось бы напомнить, о каком дереве идет речь. Бог наделил Адама и Еву пищей и местом проживания — Эдемом (или Раем) и посадил в нём древа, из которых более всего выделялось одно — дерево познания Добра и Зла, плодов которого вкушать запрещалось, дабы не быть изгнанными из этого места. Но коварный змей уловками и хитростью убеждал Еву попробовать запретный плод, ибо, говорил он — «ведает Господь, что в тот день, когда вы вкусите от него, раскроются глаза ваши, и вы станете подобны Богу, зная добро и зло»  (Быт.3:5).
Женщина сначала колебалась, но любопытство и желание быть как Бог взяли над собой верх, и она поддалась уговорам змея, нарушив волю Господа: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание», после чего дала попробовать плод и Адаму (Быт.3:6).
За проступком последовало наказание: змей был проклят и лишен рук и ног, а также обречён ползать на животе и питаться прахом (Быт.3:14-15); женщине было определено «в болезни рождать детей» и находиться в подчинении у мужа; мужчине было назначено со скорбью и в поте лица трудиться во все дни жизни его на земле, которая «проклята за него» (Быт.3:16-19).
Интересным фактом является то, что Коран возлагает равную вину и на Адама, и на Еву за их ошибку. В нем нет и намёка на то, что Ева соблазнила Адама или даже на то, что она попробовала плоды до него. Тем самым женщина не представляется искусительницей, соблазнительницей или вводящей в заблуждение.

Многие путешественники, кто видел это дерево, удивлялись, почему оно не похоже на яблоню. Так пользователь HomoPhoticus определил, что это дерево - Зи́зифус настоящий, или попросту ююба (http://ru.wikipedia....a.org/wiki/Ююба), такое растение имеет очень вкусные плоды, но, естественно, к яблокам они отношения не имеют. Дело в том, что в христианской традиции на основании схожести латинских слов «peccatum» («грех») и «pomum» («яблоко») Древо Познания обычно символически изображается яблоней, хотя достоверно не известно, плоды какого дерева вкусили Адам и Ева.



Расположение: 130 км на восток от Насирия, город Эль-Курна (http://goo.gl/maps/rPnnG)<… Продолжение »
Конструктор сайтов - uCoz