Новости

10 мая 2012

Открытие сайта

Выбрал народ.ру из-за отсутсвия рекламы. Загрузил основные материалы.

14 мая 2012

Два 1-ых места в конкурсе отчетов

Рассказы Иран автостопом, август-октябрь 2011 и Дагестан, Чечня автостопом (ноябрь 2011) заняли два первых места в…

18 мая 2012

Новые рассказы про Узбекистан: Кызылтепа, Рынок Бухары

Кызылтепа, Рынок Бухары в декабре

26 мая 2012

Новый рассказ про Иран: Бендер Аббас

Бендер Аббас и морской рынок 

29 мая 2012

Новый рассказ про Иран: остров Кешм

Остров Кешм - Лафт, Табл, Намакдан, Плаж Симин.

11 июня 2012

Новый рассказ про Узбекистан: Рынок Самарканда (лепёшки и национальные сладости)

Рынок Самарканда «Сиаб» - национальные сладости: халва, парварда, изюм, сушеная дыня, сушеные косточки абрико…

11 июня 2012

Сайту 1 месяц: просмотров 3 969, посетителей 658.

Хочу сказать спасибо всем читателям за интерес к моему сайту. По мере возможностей я стараюсь как можно чаще …

11 июня 2012

Фото со встречи с Чрезвычайным и Полномочным послом И. Р. Иран в России Реза Саджади

По приглашению Чрезвыйчаного и Полномочного посла Ирана в России Резы Саджади я посетил посольство и презен…

28 июня 2012

Новый рассказ про Иран: Рыбалка в Бендер Чарак

Рыбалка в Бендер Чарак - рыбалка на живца, ловля ската, ужин крабами, гидростоп на остров Киш.

Кызылтепа. Родственники, которых я не знал

К обеду третьего дня я приехал в Кызылтепа к своим родственникам, которых никогда не знал и не видел, равно, как и они меня. Так как я сразу попросил их помочь с регистрацией, то мы поехали в местный ОВИР. Посмотрев на мой паспорт, милиционер сказал приходить на следующий день с квитанцией банка, которая подтверждает, что я обменял $5 на узбекские сумы, квитанцией об оплате госпошлины в размере $5, а также документами, подтверждающими право собственности хозяина на квартиру. Таким образом, дела откладывались до завтра, можно было вздохнуть спокойно и ехать домой отдыхать.

Мои родственники – три брата Равиль, Камиль и Шамиль, хотя и никогда не слышали обо мне, были очень гостеприимны и сразу организовали для меня шикарный ужин. В декабре Бог послал им на стол арбузы, дыни, гранаты, лимоны, хурму, свежую редьку, капусту и много шашлыка. Перед едой все участники застолья приподняли руки ладонями вверх и прочитали молитву Аллаху. А потом открыли бутылку водку, которая уже давно стояла на столе, и разлили её по стопкам. Зная о том, что Узбекистан является мусульманской страной, мне совсем не хотелось пить, и уж тем более не хотелось пить после молитвы, ведь Коран запрещает алкоголь и считает большим грехом обращаться к Аллаху  после употребления алкоголя. Поэтому пить я отказался, чем слегка их расстроил, наверное, про меня не очень хорошо подумали, но вслух ничего не сказали. Я рассказал о том, как приехал в Узбекистан автостопом на «Лексусах», о своём путешествии по Ирану и Азербайджану, Дагестану и Чечне, они слушали и в перерывах говорили тосты: «За тебя!», «За нашего гостя!», «За то, что ты приехал!». Все тосты были посвящены исключительно мне и моей семье, что, конечно, являлось частью гостеприимства. За те несколько дней, которые я пробыл у них дома, меня каждый вечер возили на машине в рестораны, а днём в кафе, показали достопримечательности и мавзолей Бахауддина Накшбанда.
Конечно, мне у них понравилось, но я понимал, что гостеприимство – это особый вид традиций, который обязывает не только на хозяина, но гостя. Мне нужно было ехать дальше, чтобы не стать для них обузой.
Я объяснил, что хочу посетить Бухару, Самарканд и Ташкент. И они не могли меня удержать, но при этом чувствовали какой-то страх, ведь официально я был зарегистрирован у них, поэтому они за меня отвечали. Хотя с другой стороны отлично понимали, что я с самого начала приехал посмотреть Узбекистан, и не собирался все тридцать дней оставаться в Кызылтепа. Поэтому  когда я сказал, что поеду в Самарканд, они ничего не ответили и пожелали мне счастливой дороги. Я обещал звонить им каждые два-три дня, что неизменно выполнял. Но когда я уже был в Самарканде, мне позвонил отец и взволнованным голосом спросил, чем я так сильно напугал узбекских родственников, потому что они позвонили в Беларусь и попросили навести справки относительно меня, объясняя, что приехал «бородатый мужик, который был Чечне, и у них могут быть из-за этого проблемы». Я не знаю всех деталей, какие обсуждались в разговоре, но тогда я очень расстроился. Ведь я регулярно звонил им и рассказывал, где нахожусь и что делаю, а они в ответ продолжали желать мне удачи и говорить красивые слова, ни разу не сказав о том, что думают на самом деле. Таким образом, в первый раз за свое путешествие я обратился к родственникам за помощью, и они не нашли ничего лучше, как позвонить и напугать моих родителей, которые и без того меня не видели полгода.
Когда я пробыл в Узбекистане достаточно времени, я лучше разобрался в произошедшей ситуации. Оказалось, что бороду у них запрещено носить по закону, а к тем, кто был в исламских регионах, таких как Афганистан, Пакистан, Чечня относятся очень настороженно ввиду активных действий правительства, направленных против ваххабизма.


Дом моих родственников






Регистрация в Узбекистане.

Утром следующего дня мы приехали в банк. Здесь я лучше познакомился с финансовой политикой Узбекистана и немного пожалел о том, что не взял с собой больше наличности. Въехав в страну с 600 рос. рублями, я еще в Нукусе обменял их на сумы, рассчитывая в стране воспользоваться пластиковой картой VISA.
Сейчас мне нужно было оплатить госпошлину за регистрацию в размере $5. Официальный курс $1=1784 сум. Но в банке, в окошке, где меняют доллары, мои сумы по курсу принять отказались, а потребовали заплатить именно доллары. Поскольку у меня их не было, то Шамилю пришлось ехать на рынок, чтобы купить для меня валюту по курсу $1=2 700 сум (этим курсом я буду пользоваться для дальнейших расчетов). Такая обменная операция незаконна, но валюту в стране больше купить негде. После обмена денег мне выдали сертификат, подтверждающий, что гражданин такой-то «действительно обменял иностранную валюту на узбекские сумы». Эту бумагу нужно предоставить вместе с другими документами для регистрации. Кроме того, нужно было сделать ксерокопию всех страниц  моего паспорта и паспорта хозяина жилья, а также принести «домовую книгу», документы на право собственности.
Посмотрев на въездные штампы, начальник ОВИРа сказал, что уже четвертый день, и мне нужно было сделать регистрацию еще вчера, на что я ответил, что был здесь вчера, но мне сказали приходить на следующий день.
- Это Ваш родственник, - спросил у меня начальник.
- Это мой дядя, - ответил я и сказал, что хочу сделать регистрацию на 30 дней.
По закону можно делать регистрацию на 90 дней, но на осмотр достопримечательностей должно было хватить и месяца. Начальник поставил в паспорт прямоугольный штамп, подписал от руки даты и заверил большой круглой печатью с надписью: «O'zbekiston Respublikasi». Теперь я был абсолютно свободен в передвижении.
По дороге домой мы зашили офис мобильных телефонов «Пайнет» (Paynet) и купили на узбекский паспорт сим-карту МТС. Мне сказали, что если есть регистрация, то можно оформить и на свой паспорт, но только в головных офисах.


Объявление в банке: официальный курс


Сертификат, подтверждающий, что я «действительно обменял иностранную валюту на узбекские сумы»


Автопортрет


Мой бюджет и цены

Глядя на мой бюджет, возможно, Вы удивитесь, как можно было прожить в Узбекистане больше месяца и потратить при этом всего $120. К тому же мне удалось посетить ВСЕ музеи Хивы, Бухары и Самарканда.

Для Вас не окажется секретом, если моё объяснение будет заключаться не в низких ценах Узбекистана, а в гостеприимстве местных людей. Находясь в гостях или перемещаясь автостопом от города к городу, мне никогда не приходилось тратить деньги. Водитель всегда, какого бы возраста и положения он ни был, старался сам заплатить и никогда не принимал от меня деньги. Зная это наперед, я старался вести себя очень скромно, и когда мы заезжали по дороге в кафе, заказывал только лагман. Но всегда получал также рыбу, лепешку и чай.

Приведенные ниже цены рассчитаны по курсу $1=2700 cум.

Цены на еду в Узбекистане в кафе и ресторанах не такие уж низкие. Одна самса́ в ларьке стоит $0.75 (2000 сум), чтобы наестся, нужно купить несколько штук. Самую вкусную самсу́, которая полностью будет заполнена бараниной, Вам предложат в Джизаке за $1,5 (4000 сум).
Средняя цена порции лагма́на в кафе стоит 5000 сум с доплатой по 1000 сум за чайник и лепешку, всего получится 7000 ($2.60), столько же стоят несколько шампуров шашлыка.
Порция из восьми манты с чаем и лепешкой обошлась мне $3,00 (8000 сум), столько же обошлась порция самаркандского плова в пересчете на одного человека. За эту же сумму (90 руб) в любой столовой России вы вполне сможете купить суп, второе и компот.
Покушать в модном кафе в Бухаре нам обошлось $12 (35 000 сум) на человека. Мы заказали две порции шашлыка, суп, два салата и бутылку водки. Можете сходить в культовое заведение «Ляби Хаус», цены на сайте: http://www.lyabihauz.uz/menu.html. Любопытно, что в меню 20 (!) видов водки. Хотя, конечно, можно купить шашлык с лепешкой и чаем, уложившись в $3 (10 000 сум). Гостиницы в Узбекистане в среднем стоят $40-60, переночевать в гест-хаусе - $10-20 в зависимости от сезона.

Что касается фруктов на рынке, особенно в больших городах, то цены не намного ниже, чем в любом небольшом российском городе. Например, хурма или королек $1-2, яблоки $1-2, гранаты - $2-4. Арахис - $4-6, грецкий орех - $22-24, пачка масла 200 г. – $1,5, пакет молока – $0.6-0.8, сыр - $4-6, местные крупы маш и нут стоят столько же, сколько обычный рис в России.

В городе есть такси, которые ездят по определенному маршруту за фиксированную стоимость $1 (2000 и 3000 сум). Но если Вы захотите поехать по определенному адресу, то такая поездка обойдется около $2-4. Проезд по городу и за город к основным достопримечательностям, например к Дворцу Бухарского Эмира или Мавзолею Бахауддина Накшбанда в пригороде Бухары, на общественной маршрутке стоит $0.20 (600 сум). Народный автобус Дэу – чудо конструкторской мысли, прямоугольная коробка на колёсиках с тремя пассажирами в три ряда, лучше сесть рядом с водителем на переднее сиденье.

Если подсчитать в среднем, то получится, что в день я тратил 10 200 сум ($3,75=112 руб), этой суммы хватит:
- на один скромный обед, состоящий из первого, лепешки и чая (5000)
- посещения двух музеев (1200*2) с фотосъемкой при оплате по местному тарифу (600*2)
- проезда туда-обратно на городском автобусе (1200)
- немного дешевых фруктов – 400.

Пользоваться в Узбекистане пластиковой карточкой VISA означало конвертировать российские рубли в  узбекские сумы по заниженному официальному курсу $1= 1 780 сум вместо рыночного $1= 2 700 сум. Поэтому я попросил родителей выслать мне $200 переводом «Золотая Корона», комиссия при отправлении из России составила $2, я же получил в Бухаре оставшиеся $198.


Сытый или голодный?

Хорошо, я признаюсь, почему потратил так мало денег в Узбекистане - я голодал. Но голодал вынужденно. Еще в Иране я привык кушать много фруктов: гранаты, инжир, яблоки, виноград, и совсем немного мяса. Удобно было спрятаться от палящего солнца в тени дерева и перекусить вешкой винограда или яблоками. И совсем другое дело было кушать хурму, виноград или яблоко, которое замерзли за ночь на базарных складах, в то время как на улице и без того было прохладно. Поэтому доступ к фруктам был очень ограничен, всё больше приходилось перекусывать мясом: самсо́й из баранины, жирным пловом и шашлыками. Однажды организм не выдержал, и несколько дней мне пришлось голодать, питаясь лишь водой. Случилось это так.

Второй день, который я провёл у родственников, был еще более разнообразным в плане еды. Я позавтракал яичницей и потом перекусывал моим любимым арахисом с изюмом, чуть позже за нами заехали, чтобы отвезти в ресторан пробовать самсу́, это такой пирожок из тонкого хрустящего теста с начинкой из баранины. Рядом с Кызылтепа, если ехать в сторону железнодорожной станции, сразу после переезда находится место, где её очень вкусно готовят. Я с удовольствием познакомился с поваром и осмотрел тандыр. Он был газовым, но технология выпечки осталась прежней. После того, как тандыр раскалится от жары, к его стенкам специальным инструментом крепят пирожки, они легко прилипают и держатся на стенки за счёт жары. Когда самса будет готова, её будут подцеплять лопаточкой и собирать в специальное ведро на длинной ручке. Пирожок не только красивый, но и очень вкусный. Раскусив самсу, её держат вертикально, а начинку едят ложкой, стараясь сделать так, чтобы не вытекал жир, потому что на тарелке он моментально остывает и превращается в твёрдую белую массу.
На столе присутствовали и другие узбекские блюда: консервированные томаты без кожуры в собственном соку, а также зеленая редька, на вкус очень сладкая, и местные лимоны из теплицы. Поскольку я не пил спиртное, то чтобы меня развеселить, мне принесли чай со «спецзаказом», по их выражению, мне должно было стать от него «хорошо». Чай, как я замтели, всегда пьют определенным образом - после того, как подан чайник, чай из него переливают в пиалу и обратно три раза, и только потом чай подают гостю. Это значит сделать «кайтар», то есть «поженить» чай. Так как было прохладно, то чай согревал меня, можно сказать, что мне стало хорошо. И только позже я узнал, что во многих местах Узбекистана в чай добавляют коноплю. А может быть, я пил национальный узбекский чай с семенами чернушки или базиликом?

Справка. Самса́ - пирожки с мясом, преимущественно из баранины, особый вкус дает маленький кусочек курдючного сала, добавляемого в фарш, самса выпекается в тандыре.

Покушав самсу, мы сели на машину и поехали в поселок Зарметан (Зармитан), который находится недалеко от Кызылтепа и славится своим кефиром. Мы зашли в придорожный домик-кафе и сели за столик. «Здесь делают самый лучший «Зарметанский» кефир в Узбекистане!» – объяснили мне Шамиль.
К нам подошёл хозяин и принёс кефир в косе́, глубокой посуде с широкими краями. Он демонстративно поставил косу́ на бок и стал катать её по столу, затем перевернул тарелку краями вниз и несколько раз переставил её на столе как при игре в напёрстки. Кефир остался в косе, и это подтвердило его высокое качество, хозяин с довольным видом ушёл, пожелав приятного аппетита. Для большего эксперимента под наклоном я воткнул в кефир тяжёлую столовую ложку и ждал, пока она упадет, но этого не произошло. Рецепт «Зарметанского» кефира хранится семьями в секрете, при его производстве не добавляются никакие желирующие вещества, так как они бы повлияли на вкус и консистенцию кефира. Одна коса стоит $0,60 (1500 сум).

Рядом с Кызылтепа есть озеро Тудакуль, на берегу которого находится пансионат. В самые жаркие дни здесь отдыхает весь Узбекистан. В декабре пансионат был закрыт, но мои родственники договорились через знакомых, чтобы нас пустили. На обед мы купили мясо, картофель, капусту и другие ингредиенты, и повар приготовил нам национальное блюдо «басма». Его изюминка в том, что для тушения мяса в казане совсем не добавляют воду - мясо и картофель накрывают слоями капустных листьев, чтобы они, выделяя сок, не давали блюду подгореть.
Недалеко от Бухары в степи нашли уникальный источник йодовой воды, по виду напоминающей ржавую. Целебный источник провели в пансионат, с тех пор многие приезжают сюда лечиться. Сеансы выписывает местный доктор, который также внимательно следит, чтобы купание в такой воде не превышало 15 минут, нам также открыли местную сауну. Мы пообедали второй раз за день и вернулись в Кызылтепа, а по дороге заехали в местную школу, где мне показали ботанический сад, за которым ухаживают сами школьники. Единственными деревьями, которые приносили плоды в декабре, были лимоны, в Узбекистане они очень крупные и сладкие, с мягкой кожурой. Дома меня встретили Равиль с Камилем и пригласили вечером на шашлыки.

Мы поехали в известное кафе, которое находится рядом с музеем, его покажет Вам любой житель Кызылтепа. Виноград, гранаты, хурма, лимоны, редька, свежие помидоры и огурцы, квашеная капуста, чай и лепешки были лишь прелюдией к застолью. Основным блюдо, конечно, были шашлыки. На столе появилась дюжина шампуров отборной говяжей вырезки. Никогда в жизни я не видел столько отборного мяса на шампурах и до сих пор не представляю себе, сколько говядины нужно было порезать, чтобы получить такое качественное мясо в большом количестве. Тогда я еще не знал, что они попросили сделать шашлыки по «спецзаказу», но зато к этому времени уже вся «чойхона» знала, что к моим родственниками приехал гость из Беларуси. Шампуры нам принес лично тот, кто готовил их на мангале. Он обратился ко мне на узбекском.
- Он спрашивает, понравился ли шашлык, - перевел Равиль, - Говорит, если не понравился, то он сам заплатит, платить не надо.
- Очень вкусный, никогда такой не пробовал, - ответил я и попросил его показать, как готовится мясо.
Он привел меня на задний двор, где за мангалами стояло несколько человек. Я сфотографировал куриный и мясной шашлыки, но они были совсем не похожи на то, что мы кушали. «Спецзаказ», - пояснил повар.

В следующие дни были плов, еще раз самса и шашлыки. Через несколько дней я почувствовал слабость, и это чувство не проходило на протяжении последующих четырех дней. Поэтому пришлось в буквальном смысле слова голодать – пить одну воду. Причина расстройства была в избытке белка и мяса в пище. После этого случая я строго обещал себе больше не насиловать свой организм, какие бы вкусности ни стояли на столе, и есть мясное блюдо только один раз в день, стараясь заменить всё остальное фруктами. С тех пор я больше не страдал от переедания, но ходил полуголодный.

Я еще раз хочу выразить огромную признательность Камилю, Равилю и Шамилю за столь щедрое хлебосольство, гостеприимство и радушие, с которым меня встретили. Благодаря им я увидел и узнал много нового, а шашлыки я вспоминаю до сих пор!














«Зарметанский» кефир


Источник йодовой воды в пансионате


Национальное блюдо «басма»


Национальное блюдо «басма»













«Белое золото»

Шамилю, который был председателем колхоза, нужно было ехать в поле, чтобы сделать замеры, и я с удовольствием присоединился к нему.
- Прибыльно ли ваше предприятие? - поинтересовался я.
- Как сказать - мы прибыльны за счет дотаций, а сами едва сводим концы с концами.
- То есть вам доплачивает государство, а само предприятие денег не зарабатывает?
- И да, и нет. Мы даём людям работу, а государству хлопок, пшеницу и рис. Чтобы вырастить эти культуры, мне нужна вода, много воды, за неё нужно платить, мне нужны сезонные рабочие для прополки и сбора урожая, мне нужны машины, но бензина не хватает, кроме того мне нужны постоянные рабочие, им тоже нужно платить. Государство покупает у нас хлопок и пшеницу по фиксированным ценам - $130 (350 000 сумов) за тонну пшеницы, и $220 (600 000 сумов) за тонну хлопка-сырца. Конечно, выгоднее выращивать хлопок, но для нужно много воды и сезонных рабочих. Продавать хлопок я имею право только государству по фиксированным ценам, иначе в тюрьму посадят. Деньги предприятию выплачивают в сумах, конвертировать их в доллары можно только по официальному курсу. После сдачи урожая мы подаем документы, и чиновники решают, какой размер дотации получит каждое предприятие. Если ничего не дадут, то мы обанкротимся. Они это знают и поэтому выдают деньги, за счет которых мы держимся на плаву. При этом закупочные цены государство почти не повышает, и каждый год мы продаем урожай по одной и той же цене, в то время как цены на бензин и зарплату привязаны к рыночному курсу.

К тому есть проблема в сборе урожая, в мае грядки пропалывают, а в сентябре – собирают урожай. Для этого привлекается все население Узбекистана: ученики школ, университетов, учителя, чиновники и милиция.

Справка. В сентябре на магазинах наклеены объявления «Все на хлопок!». В принудительном порядке все население Узбекистана, включая детей от 8 лет, учеников и преподавателей школ и университетов, чиновников, железнодорожников и работников милиции, отправляется на поля собирать хлопок. За один килограмм хлопка платят около $0,04 (125 сум), в некоторых регионах деньги не выдают — их высчитывают за питание. Обязательная ежедневная норма по сбору хлопка составляет от 20 до 60 килограммов. Горожане, не желающие принимать участие в сборе урожая «белого золота», могут официально «откупиться» от этой повинности за $110 (300 000 сум) или нанять и отправить вместо себя на поля подённых рабочих.








Широкой этой свадьбе было места мало…

На зиму узбеки едут домой с заработков в России. Это именно та пора, когда каждый возвращается в родной кишлак, чтобы отремонтировать и покрасить дом или сделать к нему пристроек, сыграть свадьбу, купить подарки на свадьбу родственникам, хорошо погулять и отдохнуть.

Свадьба, конечно, является самым затратным мероприятием и обходится в среднем $8000. Семья жениха готовится к ней заранее, откладывая деньги несколько лет. На свой праздник жених обязан пригласить весь кишлак, нельзя придти только в несколько домов и сказать: «тебя я приглашаю, а их – нет». В каких бы отношениях семья жениха ни была с соседями, приглашать нужно всех и заранее ожидать, что придут 600-800 человек, а может быть и больше тысячи, придут хотя бы из любопытства, чтобы сравнить, на какой свадьбе было богаче угощение. Мой знакомый Мухаммед  готовил свою собственную свадьбу в конце декабря. На вопрос, сколько ему на это понадобилось денег, он ответил:
- Ты смотришь на нас и спрашиваешь, как при средней зарплате в Узбекистане меньше $100, нам удается делать свадьбы за $10 000? Я работаю гидом для иностранцев несколько месяцев весной и осенью, когда не так жарко. За туристический месяц я зарабатываю до $4 000, но потом на всю зиму остаюсь без работы. На свою свадьбу отложил всего $2 000, еще $2 000 дадут мне родители, один дядя подарит $2000, а другой дядя сказал, что поможет и уже заплатил за ресторан и еду на всех приглашенных. Пока что у меня 120 человек близких людей, но приглашать я буду всех, думаю, что будет не меньше 800 человек. Я понимаю, что это огромные затраты, и не хочу приглашать всех, а только близких мне людей, но я не могу так поступить, здесь так не принято. Конечно, я бы с удовольствием за эти деньги съездил куда-нибудь с женой на медовый месяц.
- А какие у вас подарки обычно дарят? – поинтересовался я.
- Самые обычные, кто побогаче, тот может и телевизор подарить, кто-то просто принесет $10. Но конверты с деньгами и подарками мы никогда не открываем заранее, поэтому не знаем, кто сколько денег подарил или просто пустой конверт оставил. Но в основном покупают ткань, одежду и обувь для невесты и жениха, чтобы семья хотя бы в первый год своей жизни ни в чём не нуждалась, покупают курпачи и занавески, иногда мебель для комнаты.

Я лично убедился в том, что связи между родственниками в Узбекистане имеют особенное значение. Отец, дядя, брат помогают жениху собирать деньги на свадьбу, после которой семья жениха освобождает для молодых отдельную комнату. Жена вешает новые занавески, расстилает курпачи, обставляет мебель по вкусу, и – вот оно счастливое супружеское будущее. А в следующий сезон жених отправляется на заработки в Россию, чтобы заработать деньги для жены и их будущего ребенка.


Зачем с утра кушают плов.

Я не был на узбекской свадьбе, но могу рассказать про узбекский обряд утреннего плова, который называют «ош». Расходы по его организации несет отец невесты, за свои деньги он снимает специальный банкетный зал, а также заказывает плов и угощение гостям. Плов должен быть обязательно, а количество остальных блюд и сладостей зависит только от желания хозяина показать свою щедрость перед другим. В любом случае утренний плов требует больших денежных затрат, так, например 100 кг плова (порция для 400 человек) стоит около $1 000, а ведь еще нужно оплатить аренду банкетного зала, услуги музыкантов и обслуживающего персонала.

Справка. «Нахорги ош» (утренний плов) должен быть готов к моменту окончания утренней молитвы. Этот своеобразный обычай можно объяснить жарким климатом - сытное угощение обычно подавалось рано утром, пока не поднялось обжигающее солнце. На «ош» приходят только мужчины, и обслуживается он молодыми мужчинами. Хозяева, их ближайшие родственники и друзья за стол не садятся, а встречают прибывающих гостей. Под звуки национальных инструментов подходят первые гости, поздравляют хозяев и рассаживаются. Засиживаться на утреннем плове не принято. Угостившись, гости благодарят хозяина и уходят. Столы быстро приводятся в порядок для новых гостей. Ош завершается в течение полутора-двух часов, летом обычно к 7 часам утра.

Проснувшись рано утром и не завтракая, мы поехали в местный банкетный зал и в восемь часов уже были там. Гостей созывали музыканты игрой на карна́е, сурна́е и барабанах. Нас встречал хозяин, слегка поклонившись, он прижал правую руку к сердцу, и сказал:
- Саломатмиси́з? (как здоровье)
- Саломатмиси́з (как здоровье), - ответили мы и прошли внутрь.
Это означает: «Как здоровье?», обычно на этот вопрос не отвечают, повторяя эту же фразу в ответ.  Выражение «Ишларинги́з кала́й?» или «кала́й сиз?», которое есть в каждом разговорнике, и переводится «Как Ваши дела?», я ни разу не слышал в Узбекистане.

Справка. Карнай - музыкальный инструмент в виде большой длинной медной трубы, используется на свадьбах и больших торжествах как бы созывая людей на эти торжества.

Когда мы пришли, зал был заполнен больше, чем наполовину, кто-то уходил, кто-то приходил. Столик быстро убирали и заново сервировали для новых гостей. Каждый стол был богато уставлен тарелками с фруктами (гранаты, виноград, хурма, яблоки, арбуз, дыни, лимоны) и овощами (помидоры, огурцы, зелень, редька), было несколько видов сыра и различных сервелатов, а также орехов (арахис, миндаль, грецкий, фундук). Отдельно на столе стояли лепешки с пирожными и чайники с пиалами. Нам подали «Плов по-бухарски с изюмом» (майиз палов), он мне очень понравился. Если верить тому, что чем больше казан, тем вкуснее плов, то «ош» - самый вкусный плов, так как его готовят в огромных казанах вместимостью не менее 100 кг.
- Хороший ош, - удовлетворительно сказал Шамиль, бегло осмотрев фрукты и закуску, - этот стол по количеству еды даже выше среднего. Я думаю, сюда придут не менее 800 человек.
Не задерживаясь за столом, мы быстро покушали и ушли.


«Нахорги ош» (утренний плов)








«Плов по-бухарски с изюмом» (майиз палов)


«Золотые эти долины — Дорогой Узбекистан» (гимн Узбекистана)

Нагулявшись по городу в поисках достопримечательностей, я вернулся в Кызылтепа только поздно вечером. Фонари не горели, и я шёл вдоль дороги, слабо ориентируясь по подсветке мобильника, стараясь отыскать нужный мне дом.
- Это нормально, когда зимой свет отключают. По крайней мере, мы к этому уже привыкли, - сказал Равиль, зажёг свечу и провёл меня в комнату, - хуже, когда газ выключают, к этому мы зимой привыкнуть никак не можем.
- А почему так получается, что свет и газ выключают? – спросил я.
- А кто их знает, экономят. Вчера нам так сказать уже официально объявили, что будут перебои с электричеством и газом, мол, не удивляйтесь. Не знаю, когда заморозки пойдут, наверное, будем в шапках и чапанах спать.
На следующий день я как раз собирался уезжать в Самарканд. По интернету через HC я получил ответ от девушки: «Живу в центре города на Бульваре, но газа и света уже четвертый день нет, очень холодно, я простудилась и уехала греться к подружке в Бухару». Я рассказал об этом Равилю.
- Да-а-а. В Самарканде с газом всегда зимой проблема, только с бензином у них проще, чем в Бухаре.
С мобильника я вышел в интернет и стал читать Википедию про Узбекистан. К большому своему удивлению я узнал, что это одна из богатейших стран Азии.
- А Вы знаете, что Узбекистан занимает 11ое место в мире по добыче газа? - спросил я у Равиля, - А у вас его зимой отключают!
- Знаю, знаю, но я же его не добываю, поэтому приходится иногда мёрзнуть. Как в поговорке, которую мне еще в армии рассказали: «Есть на свете три дыры - Терме́з, Ку́шка и Мары́. И еще одна дыра – золотая Бухара. Буду сегодня весь вечер печку смотреть, фитиль еле-еле горит, а то вдруг погаснет и газ пойдет в дом», - сказал Равиль и ушёл.

Справка.
По запасам золота Узбекистан занимает 4 место в мире, а по уровню его добычи 7 место в мире - около 80 тонн золота ежегодно. 
По запасам меди – 10 место в мире.
По запасам урана — 11, а по его добыче — 7.
Кроме того страна имеет развитый рынок хлопка, в 2011 году был рекордный урожай зерновых - около 6,8 млн. т.
Значительные нетронутые запасы нефти и газа. Так, например, национальная компания «Узбекнефтегаз» занимает 11 место в мире по добыче природного газа - ежегодная добыча газа — 60-70 млрд м³, ежегодная добыча нефти - 3,5 млн тонн в год.

© 2012 Козловский Александр. Копирование материалов с данного сайта приветствуется и поощряется только при указании действующей гиперссылки на сайт.

Емейл для связи: sanyok-belarus[at]yandex.ru

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

Конструктор сайтов - uCoz